Даже на примере провинциальной Евпатории – крымского города с населением около ста двадцати тысяч человек, можно проследить, как одни архитектурные стили сменяли другие.
Основали город древние греки, причем греческий город Керкинитида (именно так называлась Евпатория во времена греческой колонизации), три раза полностью перестраивался.
Сразу после основания (рубеж VI-V веков до нашей эры) город представлял собой небольшие, врытые в песок полу-землянки из сырцового кирпича.
В середине V века до н.э. вокруг города возводится крепостная стена, внутри которой территория была четко разделена на кварталы системой улиц и проулков. В каждом квартале было по двадцать домов, которые представляли собой в плане прямоугольники. Жилые постройки были двухэтажными. Причем, первый этаж строился из местного строительного материала – камня-ракушечника, а второй – из кирпича. Камни для построек обрабатывали настолько точно, что скрепляющий раствор не требовался. Внутренняя отделка – это росписи и мозаика. А внешняя – белая штукатурка. Дома имели внутренние дворики.
Со временем население города значительно увеличилось, требовалось соответственно увеличить его площадь. Крепостную стену построили заново и количество внутренних кварталов города выросло.
В средние века город представлял собой хорошо укрепленную крепость, войти в которую можно было через пять крепостных ворот. Снаружи крепость окружал глубокий ров.
Планировка улиц была хаотичной, запутанной. Кварталы располагались как внутри городской стены, так и за ее пределами. Дома были одно- и двух-этажные, покрыты черепицей, которая в народе получила название «татарка». Ее изготавливали здесь же, в городе.
Украшением города служили культовые сооружения: монастыри текие дервишей, караимские кенасы и мечети – их здесь насчитывалось двадцать четыре. Самой величественной из них была соборная мечеть Хан Джами - творение знаменитого турецкого зодчего Ходжи Синана.
После первого присоединения Крыма к России, архитектурная мода поменялась. На смену восточному стилю пришел стиль ампир. Пик его популярности в Европе пришелся на время правления Наполеона I. В Евпатории сохранилось здание, построенное в этом стиле – это Центральная библиотека им. Пушкина. Колонны, пилястры, лепные украшения – эти элементы присущи стилю ампир.
Здание, представляющее византийский стиль в Евпатории – это собор Святого Николая. Проект принадлежит А.И. Бернардацци, архитектору, который в свое время входил в группу архитекторов, спроектировавших шедевр архитектуры – одесский Оперный театр.
В греко-византийском стиле построен еще один храм города – церковь пророка Ильи.
Единственное здание города, иллюстрирующее мавританский стиль – бывшая дача «Мавританка». Сегодня это здание принадлежит городскому краеведческому музею. Каменные кружева, являющиеся неотъемлемой составляющей зданий этого стиля, до сих пор восхищают посетителей музея.
В начале двадцатого столетия уже определилась специфика Евпатории, как лечебного курорта. Соответственно, кроме жилых построек, здесь, как грибы после дождя, начали расти дачи, санатории, гостиницы. Почти все они были построены в стиле модерн. В этом же стиле выстроен и городской театр - прекрасное здание с великолепной акустикой.
Одной из особенностей зданий, построенных в этом стиле именно в Евпатории, является то, что лепные украшения строений выполнены из того же материала, из которого выстроены и сами здания – это все тот же местный ракушечник. Возможно, поэтому, некоторые специалисты даже выделяют особый стиль – «евпаторийский модерн».
Сегодня в Евпатории около ста зданий, представляющих ценность с точки зрения архитектуры.