Психологи отмечают, что развитие ребенка не происходит равномерно. Некоторые переходы от одного возрастного периода к другому протекают болезненно, могут сопровождаться проявлением таких черт, как упрямство, раздраженность, конфликтность. Так называемые кризисы, сопровождают весь процесс человеческого развития. Без прохождения предкритического или критического периода, ребенок не может получить весь необходимый опыт для становления как личности.

Как правило, трудно определить четкие возрастные границы наступления этого сложного времени для того или иного ребенка. Это объясняется тем, что каждый человечек индивидуален, у каждого свои биологические часы, отличительные условия воспитания, развития и проживания в той или иной среде.

Признаки проявления кризиса у ребенка

• Значительный и заметный сдвиг в развитии. Ребенок практически не поддается воспитанию, не действуют на него никакие уговоры и договоренности, успешно применяемые ранее.
• Изменение привычной модели поведения.
• Более бурное проявление эмоций и реакций.
• Обострение личностных черт.

Различают следующие возрастные кризисы у ребенка:

Кризис новорожденного или лактационный. Обусловлен самим рождением ребенка и, тем, что малышу порой необходимо больше молока, чем вырабатывается у матери. Он сопровождает первый, третий, седьмой и двенадцатый месяцы жизни.

Что делать?

Матери необходимо соблюдать правильный режим питания, сна и бодрствования. Стараться сохранять спокойствие и уравновешенность.

Кризис одного – двух лет. Как правило, является реакцией малыша на чрезмерное желание родителей помочь. Ребенок пытается проявлять самостоятельность, осваивать новые границы дозволенного или запрещенного. Однако порой, ему кажется, что при их самостоятельности, они теряют маму. Именно с этим связаны капризы и истерики в тех случаях, когда маме нужно уйти и оставить на время ребенка с другим взрослым.

Что делать?

Маме перед тем, как уйти или заняться своими делами, нужно уделить как можно больше времени ребенку. Только вдоволь наигравшись и получив необходимый объем внимания, заботы и любви, малыш спокойно отпустит маму. Во время проявления негативных качеств характера, можно задействовать любимую игрушку малыша и на ее примере показать, как поступать не стоит.

Терпение и выдержка родителей, их спокойствие – главное, что поможет ребенку пройти это время, понять и принять те ограничения, которые возникают перед ним.

Кризис трех лет. Считается по праву одним из самых сложных. Малыш стремится противопоставлять себя взрослым, доказать свою самостоятельность и. Иногда это проявляется в негативизме, агрессивности, отказе от выполнения просьб, обесцениванием авторитета взрослых, строптивости. Ребенок может фантазировать и лгать избегания наказания.

Что делать?

Помочь здесь смогут смекалка и выдумки родителей. Необходимо искать подход к ребенку, общаться с ним и договариваться. Стоит предоставить ребенку определенную деятельность для проявления его самостоятельности, например, можно привести его в «КидБург» https://kidburg.ru/ Стремление подавить кризис не приведет к желаемому результату.

Кризис 6-8 лет. Новая среда, в которую попадает ребенок, создает условия для социальной, психологической и эмоциональной переоценки. Отмечаются стремления к социальным контактам, ориентирование на мнение окружающих, осваивание новых для ребенка ролей. Продолжает формироваться самооценка.

Что делать?

Отнестись с пониманием к этому периоду. Родителям необходимо находить возможность не только слушать, но и слышать своего ребенка. Как и в любом трудном возрастном периоде от взрослых требуется выдержка и понимание.