Вы рады послушному чаду? Всегда улыбается, безропотно выполняет все, что вы говорите, никогда не спорит. Рискну предположить, что такой ребенок - мечта родителей, которые, наверняка, заказывали для него тематический праздник в «ЛабиринтУМ» https://www.labirint-um.ru/holidays/ Ну, может, не все, но определенно многие.

Мы всегда заняты своими взрослыми проблемами: как больше заработать, где дешевле купить, во что его одеть, опять из всего вырос… И когда не этот, идеальный, а наш собственный пытается робко возразить, хочет сказать, что ему больше по душе. Мы говорим что? «Никогда не спорь с взрослыми, они лучше знают, у них больше опыта».

Но умение грамотно и красноречиво спорить когда-то очень высоко ценилось в обществе. Например, в Древней Греции люди, наделенные такими талантами, становились известными политиками и юристами. И если во времена Античности ценилось мастерство отстоять свою позицию, то сегодня во время дискуссий важно не перейти границы приличий и не потерять здравый смысл.

Если во время спора с ребенком вы будете задавать вопросы и беседовать с ним, серьезно выслушивая и анализируя его аргументы, то такая тактика наверняка даст свои позитивные результаты. Во-первых, лучше узнаете свое чадо: его вкусы и предпочтения. Во-вторых, если даже ему не удастся переубедить вас, то наверняка вы сможете найти компромисс. Очень важно также не говорить на повышенных тонах. Интонация может быть разнообразной, говорите с ребенком решительно, уверенно, мягко и нежно, но, ни в коем случае не унижайте его достоинство и не обижайте, повышая голос до крика.

Например, мой пятилетний сын, вернувшись из детского сада, пересказывает мне диалог с воспитательницей: «Смотрите, ребята, маленький ежик делает запасы на зиму. Видите, он нанизал на иголки яблоки». Я не согласился и сказал: «Ежи не питаются яблоками. Они надевают их на иголки для борьбы с паразитами. И вообще зимой ежи ничего не едят. Они спят». Помнишь, нам в зоологическом музее экскурсовод говорила. А воспитательница сделала мне замечание: «Не болтай глупостей!».

Во время этого спора взрослого и ребенка был нарушен принцип уважения к младшему собеседнику. Воспитатель использовала сильную позицию служебного положения и позицию взрослого, чтобы навязать детям свое мнение. Если взрослый не доверяет сведениям, высказанным ребенком, он мог бы сказать, что уточнит их и позже подтвердил бы или опровергнул. Это все равно, что сказать: «Погода на 10 дней будет жаркой». Ни подтвердить, ни опровергнуть это утверждение нельзя, можно только прожить эти десять дней.

Описание повадок ежика проверить можно было, и похвалить мальчика за то, что он запомнил ценные сведения, чтобы поощрить желание ребенка высказывать свое мнение. Тогда у него будет стимул стать внимательным и вдумчивым собеседником.