Многие родители, чей ребенок достиг трех лет, наконец-то вздыхают с облегчением. Самые сложные годы, когда за младенцем требовался уход и днем, и ночью, прошли. Он достиг вполне разумного возраста, но не тут-то было. Ребенок вдруг становится неуправляемым, капризным, ломает игрушки, ему трудно угодить, даже безопасная бытовая химия из Германии Meine Liebe (сайт майне либе), порой, не помогает.

Психологи называют этот период жизни кризисом трехлетнего возраста. Он происходит в жизни каждого человека и считается одним из наиболее острых. Собственного ребенка не могут понять родители, до такой степени меняется его поведение.

Выделяют некоторые симптомы, по которым можно понять, что в жизни малыша наступил кризисный период:

- Негативизм. На все предложения ребенок отвечает категорическим отказом. Он стремится все сделать наоборот, даже вопреки собственным желаниям. Так остро он выражает реакцию против взрослых.

- Деспотизм. Ребенок превращается в маленького командира. Капризностью, рыданием или иными способами он стремится заставить родителей делать все так, как хочет он.

- Упрямство. Оно напрямую связано с предыдущим пунктом. Ребенок настаивает на своем, он требует то, чего может не хотеть, потому что зависит от своего изначального решения.

- Строптивость. Ребенок начинает идти против привычного образа жизни, принятых норм воспитания. Поведение его может измениться до неузнаваемости. Тихий, спокойный карапуз вдруг начинает постоянно баловаться.

- Обесценивание. В глазах ребенка падает роль родителей, он может обзываться на них, дразнить. Он не в состоянии признать, что неправ, и попросить прощение.

- Протест против окружающих. Это выражается не только в непослушании старшим. Дети этого возраста часто конфликтуют между собой.

- Своеволие. Ребенок стремится быть самостоятельным и похожим на взрослым. Он хочет доказать, что уже в состоянии делать все сам: и шнурки завязывать, и заправлять постель.

В возрасте трех лет начинается становление личности, формирование собственного мнения. Ребенок впервые видит себя как самостоятельного человека и начинает воспринимать окружающий его мир своим личным взглядом. Он постепенно открывает для себя разницу между необходимостью и желанием. У малыша формируется воля и самостоятельность. В психологии это называется автономией. Автономный ребенок желает сам делать выбор и стремится выбраться из-под постоянной опеки родителей.

Кризис этого возраста протекает остро, что считается абсолютно нормальным. Хуже, если он будет протекать вяло, это может свидетельствовать об отставании в процессе становления личности. В этот период родителям не нужно подавлять ребенка, необходимо позволить ему проявлять независимость. Но важно не перейти грань, когда самостоятельность превращается во вседозволенность. Она, как и полный запрет на все попытки проявления самовольности, является крайностью. Между ними важно найти золотую середину. Родителям нужно донести своему чаду разницу между «необходимо», «хочу» и «нельзя» и определить между ними возможность его собственной деятельности.

В столь малом возрасте ребенку сложно донести что-либо словами. Поэтому познание этих сложных понятий должно происходить через игру. Хорошо подойдут всевозможные ролевые игры, где малыш сможет взять на себя любую социальную роль и проявить самостоятельность.