Многие родители, чей ребенок достиг трех лет, наконец-то вздыхают с облегчением. Самые сложные годы, когда за младенцем требовался уход и днем, и ночью, прошли. Он достиг вполне разумного возраста, но не тут-то было. Ребенок вдруг становится неуправляемым, капризным, ломает игрушки, ему трудно угодить, даже безопасная бытовая химия из Германии Meine Liebe (
сайт майне либе), порой, не помогает.
Психологи называют этот период жизни кризисом трехлетнего возраста. Он происходит в жизни каждого человека и считается одним из наиболее острых. Собственного ребенка не могут понять родители, до такой степени меняется его поведение.
Выделяют некоторые симптомы, по которым можно понять, что в жизни малыша наступил кризисный период:
- Негативизм. На все предложения ребенок отвечает категорическим отказом. Он стремится все сделать наоборот, даже вопреки собственным желаниям. Так остро он выражает реакцию против взрослых.
- Деспотизм. Ребенок превращается в маленького командира. Капризностью, рыданием или иными способами он стремится заставить родителей делать все так, как хочет он.
- Упрямство. Оно напрямую связано с предыдущим пунктом. Ребенок настаивает на своем, он требует то, чего может не хотеть, потому что зависит от своего изначального решения.
- Строптивость. Ребенок начинает идти против привычного образа жизни, принятых норм воспитания. Поведение его может измениться до неузнаваемости. Тихий, спокойный карапуз вдруг начинает постоянно баловаться.
- Обесценивание. В глазах ребенка падает роль родителей, он может обзываться на них, дразнить. Он не в состоянии признать, что неправ, и попросить прощение.
- Протест против окружающих. Это выражается не только в непослушании старшим. Дети этого возраста часто конфликтуют между собой.
- Своеволие. Ребенок стремится быть самостоятельным и похожим на взрослым. Он хочет доказать, что уже в состоянии делать все сам: и шнурки завязывать, и заправлять постель.
В возрасте трех лет начинается становление личности, формирование собственного мнения. Ребенок впервые видит себя как самостоятельного человека и начинает воспринимать окружающий его мир своим личным взглядом. Он постепенно открывает для себя разницу между необходимостью и желанием. У малыша формируется воля и самостоятельность. В психологии это называется автономией. Автономный ребенок желает сам делать выбор и стремится выбраться из-под постоянной опеки родителей.
Кризис этого возраста протекает остро, что считается абсолютно нормальным. Хуже, если он будет протекать вяло, это может свидетельствовать об отставании в процессе становления личности. В этот период родителям не нужно подавлять ребенка, необходимо позволить ему проявлять независимость. Но важно не перейти грань, когда самостоятельность превращается во вседозволенность. Она, как и полный запрет на все попытки проявления самовольности, является крайностью. Между ними важно найти золотую середину. Родителям нужно донести своему чаду разницу между «необходимо», «хочу» и «нельзя» и определить между ними возможность его собственной деятельности.
В столь малом возрасте ребенку сложно донести что-либо словами. Поэтому познание этих сложных понятий должно происходить через игру. Хорошо подойдут всевозможные ролевые игры, где малыш сможет взять на себя любую социальную роль и проявить самостоятельность.